Навигатор
История авиации и воздухоплавания
Зарождение идеи полета в Древнем мире
В преддверии эры авиации Развитие авиации и воздухоплавания в первой половине XX века

К вопросу об особом интересе к полетам в китайской цивилизации. Часть IV.

У истоков авиации


Важнейшие особенности китайской религии были заложены в глубокой древности в эпоху Шань - Инь (II тысячелетие до н. э.). На переднем плане среди иньских богов находился Шанди - легендарный родоначальник иньцев, заботящийся о благосостоянии своего народа.

Дорога в императорский дворец
Дорога в императорский дворец

Правители империи рассматривались в качестве прямых потомков и земных наместников Шанди. Предание верховному богу функций первопредка привело к ослаблению религиозного начала уже на этой ранней стадии китайской цивилизации.

В эпоху Чжоу (X - III века до н. э.) культ Шанди вытесняется поклонением Небу. На Небо перешло представление о родственной связи верховного божества с правителем. Китай стал именоваться Поднебесной страной, а чжоуские ваны - сынами Неба, и этот титул сохранялся за правителями Китая до начала XX века.

Интерьер храма Неба в Пекине
Интерьер храма Неба в Пекине

Храм Неба в Пекине
Храм Неба в Пекине

Небу были преданы морально - этические функции. Считалось, что оно является олицетворением разума и справедливости, карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Т. е. при династии Чжоу еще более усилились рационалистические тенденции в китайской религии. Верховное божество Китая - Небо, это не Зевс, не Осирис, не Христос и не Будда. Его нельзя любить, ему невозможно подражать и нет смысла им восхищаться.

В период правления династии Хань (III век до н. э. - III в н.э.) в Китае получает распространение новая религия - конфуцианство. Рационалистические аспекты от этого только усиливаются.



Основатель религии философ и педагог в своем учении почти не затрагивал вопросов мироздания и сравнительно мало внимания уделял таким понятиям как духи и загробная жизнь. В центре его учения находился человек и его место в мире и обществе.

Итак, в древнем Китае не было непреодолимой пропасти между божественным и человеческим мирами, между Небом и Землей.С другой стороны безучастные китайские боги не грозили человеку непосредственной расплатой за его гордыню. В таких условиях, воспарение человека к небесам в Китае не выглядело святотатством и не могло грозить гневом их абстрактных богов.